Эффекты от реализации строительства
железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан
Строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан позволит решить задачу формирования и развития единого экономического и оборонно-стратегического пространства Российской Федерации, а также укреплению защиты геополитических интересов Российской Федерации.
Реализация данного проекта соответствует Стратегии пространственного развития Российской Федерации, как линия объединяющая геостратегические территории Российской Федерации.
Слайд 3. Строительство данной линии предусмотрено:
- Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (РП РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р);
- Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, (РП РФ от 24.09.2020 № 2464-р);
- Схемой территориального планирования РФ в области федерального транспорта (РП РФ от 19.03.2013 № 384-р);
- Стратегией социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года (Закон РС(Я) от 19.12.2018 2077-З № 45-VI);
- Схемой территориального планирования РС(Я) (ПП РС(Я) от 30.11.2019 № 353);
- Стратегией развития Якутского транспортно-логистического узла Республики Саха (Якутия) до 2032 года, (РП РС(Я) от 28.12.2020 № 1250-р).
Слайд 4. Реализация проекта позволит достичь следующих эффектов:
- развитие транспортной инфраструктуры (регулярное всесезонное и всепогодное надежное грузовое и пассажирское транспортное сообщение между регионами);
- развитие промышленного производства (перевозки массовых грузов для устойчивого снабжения и обеспечения вывоза продукции существующих и перспективных промышленных предприятий);
- повышение конкурентоспособности территорий (экономически осмысленные (в отличие от автомобильного транспорта) тарифы на дальние перевозки при круглогодичной (в отличие от водного транспорта) эксплуатации);
- социально-экономическое развитие регионов, в том числе: долгосрочная предсказуемость и управляемость тарифов на перевозки грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек в экономике; инфраструктурная основа для выравнивания экономических условий функционирования предприятий на территории Российской Федерации; создание рабочих мест, дополнительные налоговые поступления, увеличение ВРП;
- повышение эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации (инфраструктурная обеспеченность для ликвидации последствий стихийных бедствий, природных и техногенных пожаров в зоне тяготения; быстрота и эффективность реагирования на непосредственно на чрезвычайные ситуации, повышение уровня защищенности населения и территорий в целом).
Слайд 5. Влияние на ВРП
Размещение железнодорожной сети по территории страны крайне неравномерно, что связано с различиями в расселении населения, уровне и типе хозяйственного использования разных территорий. По суммарной протяженности железных дорог общего пользования, которая составляет 87 020 км, Россия находится на третьем месте в мире после США и Китая. Но средняя их плотность крайне невысокая и составляет всего 51 км на 10 тыс. км² территории.
Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог находится в европейской части страны, исключая Северный экономический район. Её характерной особенностью является радиально-кольцевая конфигурация наиболее значимых маршрутов с центром в московском железнодорожном узле, откуда отходят магистрали в направлении Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Минска и других городов.
Замечено, что плотность железных дорог имеет значительное влияние на экономику регионов. Так в регионах с высокой плотностью железных дорог максимальный уровень ВРП. Например, в Центральном ФО максимальная плотность жд 32,94 км/10 тыс кв км территории – максимальный ВРП за 2019 год составил 260,3 трлн рублей. В ДВФО плотность жд составляет 5,97 км/ 10 тыс кв км, а ВРП 5,97 трлн рублей. При строительстве данной железнодорожной линии прогнозная плотность жд ДВФО составит 20,9 км/10 тыс кв км ВРП увеличится на 16% и достигнет 6,92 трлн рублей.
Слайд 6. Улучшение транспортной доступности населения в зоне тяготения
В Республике Саха (Якутия) будут обеспечены жители 5-х муниципальных образований получат возможность пользоваться услугами жд транспорта. 56% от общей численности населения республики будут обеспечены регулярным всепогодным и надежным транспортным сообщением. (Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Таттинский, Томпонский и Оймяконский улусы). Населению республики будет обеспечен выход к Охотскому морю.
В Магаданской области будут обеспечены жители 4-х муниципальных образований получат возможность пользоваться услугами жд транспорта. 84,6 % от общей численности населения Магаданской области будут обеспечены регулярным всепогодным и надежным транспортным сообщением. Население Магаданской области будет связано с общей сетью железных дорог РФ.
Слайд 7. Грузовая база
В настоящее время на станции Нижний Бестях осуществляется переработка с железнодорожного на автомобильный и в перспективе на водный транспорт порядка 1 млн тонн грузов. Проектная мощность станции по переработке грузов составляет 2,1 млн тонн различных грузов в год.
Со строительством железной дороги изменится транспортная схема доставки грузов на территорию Якутии и Магаданской области.
Через железнодорожную линию в обоих направлениях к 2045 году потенциально будет поставляться порядка 23 млн тонн грузов в год, что также увеличит загруженность железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск.
Значительную долю в объеме прогнозируемых грузоперевозок займут перевозки топливно-энергетических ресурсов.
Обеспечение строительными материалами и продукцией производственно-технического назначения требуется для реализации инвестиционных проектов, строительства жилья, объектов социальной инфраструктуры, дорог, проекты по переработке СПГ, производственных объектов и инженерной инфраструктуры.
Потенциал грузовой базы промышленных предприятий в зоне тяготения, который достигнет в 2045 году 23,3 млн тонн в год.
В зоне тяготения новой жд линии в общей сложности более 140 месторождений и рудопроявлений, в том числе:
наименование |
Количество месторождений |
Золото, серебро, цинк и другие |
70 |
Уголь каменный и бурый |
37 |
Минерально-строительные материалы |
35 |
руды |
5 |
удобрения |
1 |
Развитие международной торговли через Северный морской путь (СМП) и строительство ждл позволит обеспечить республике и Магаданской области легкий доступ к международной торговле и откроет новые рынки сбыта для производимых в регионе товаров. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность региона и улучшить общий уровень жизни населения.
На территории республики в зоне тяготения проектируемой железнодорожной линии Нижний Бестях - Магадан (ФАД «Колыма» (Томпонский, Оймяконский, Усть-Майский) до настоящего времени не оценена стоимость перспективных разведанных и неразведанных запасов.
Слайд 8. Снижение транспортных издержек Северного завоза
Реализация проекта позволит увеличить долю перевозок железнодорожным транспортом в обеспечении Северного завоза, что прогнозируемо приведет к снижению транспортных расходов в обеспечении Северного завоза. Часть грузов доставляется через железнодорожную станцию Иркутскую область, где они по мере поступления накапливаются на складах в порту Осетрово и в период летней навигации (с конца мая до октября) доставляются по реке Лене до баз улусов (районов) и предприятий.
С приходом железной дороги в п. Нижний Бестях часть Северного завоза осуществляется через станцию Нижний Бестях, объемы которого ежегодно возрастают.
По предварительной схеме трассировки новой железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан, железная дорога пройдет по территориям 5-ти муниципальных образований: Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Таттинский, Томпонский и Оймяконский улусы, - не коснется Арктических улусов.
Особенностью северного завоза в Арктические улусы является то, что завоз в Арктическую зону Республики Саха (Якутия) производится с перевалкой с железнодорожного на водный транспорт в верховьях реки Лена: п.Усть-Кут (Осетрово) Иркутской области. Затем сплавляется вниз по всей длине реки Лена до поселка Тикси. И потом по Северному морскому пути доставляется до рек Анабар, Яна, Индигирка и Колыма и поднимается вверх по этим рекам до конечных пунктов назначения. За короткий срок навигации водным транспортом, нужно было довезти основные товары в первую очередь продовольствие и сельхозтехнику в северные районы республики.
Для жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия) в текущем 2022 году предусмотрено 1777,06 тысяч тонн поставок топливно-энергетических ресурсов, нефтепродуктов и социально значимых продовольственных товаров (РП РС(Я) от 18.02.2022 № 133-р) , в том числе по видам транспорта:
Всего поставки |
1777,06 |
доля % |
1777,06 |
доля % |
|
Текущая схема |
При реализации проекта |
||
Железнодорожный |
394,25 |
22,2 |
805,08 |
45,3 |
Водный |
629,61 |
35,4 |
513,71 |
28,9 |
Автомобильный |
752,82 |
42,4 |
457,89 |
25,8 |
Авиасообщение |
0,38 |
0,02 |
0,38 |
0,02 |
Железнодорожным транспортом предусмотрена доставка 394,25 тысяч тонн грузов в Алданский, Мегино-Кангаласский, Нерюнгринский, и небольшая доля в Таттинский, Усть-Алданский и Чурапчинский районы, что составляет 22,2 % от общего объема поставок.
При реализации проекта строительства данной железной дороги доля перевозок железнодорожным транспортом увеличится до 45,3 % и составит 805,08 тысяч тонн. Поставки по железной дороге будут осуществляться еще и в Верхнеколымский, Среднеколымский, Нижнеколымский Оймяконский и Томпонский районы.
Слайд 9. Создание новых рабочих мест и рост налогов
Реализация строительства железной дороги в республике будет иметь общий положительный социально-экономический эффект в развитии экономики Республики Саха (Якутия). Увеличится загрузка промышленных предприятий, повысится привлекательность создания новых производств, построенная магистраль станет катализатором реализации ряда инвестиционных проектов.
Реализация проекта положительно повлияет на доходную часть бюджетов от НДФЛ. Так при занятости в строительстве не менее 1200 рабочих мест, а на эксплуатацию не менее 1500 рабочих мест, дополнительный доход от НДФЛ составит от 280 млн рублей в год на стадии строительства и на стадии эксплуатации не менее 300 млн рублей в год.
Ввод магистрали может оказать совокупный положительный эффект на рост ВРП республики в размере 2,5-3% ежегодно. Объём инвестиций в основной капитал за счет реализации несырьевых проектов увеличится более, чем на 150 млрд рублей.
Прогнозируемый объем поступлений от НДПИ в федеральный бюджет за период разработки месторождений составит около 3 трлн руб., в том числе по извлекаемым запасам – 2 трлн руб., по перспективным запасам – 1 трлн рублей. Из них в перспективе с 2025 по 2030 год - 230 млрд рублей ежегодно.
Слайд 10. Предложение
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан соответствует параметрам для включения в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р. Реализация проекта возможна за счет средств инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги».
Предлагается:
В сложившихся геополитических условиях считаем необходимым ускоренное развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации. В связи с этим, предлагаем подготовить совместное предложение в адрес Правительства Российской Федерации о начале реализации проекта строительства железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан посредством внесения частной концессионной инициативы группы, созданной на базе АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии».