Учитывая ситуацию на мировом рынке угля, в результате которой в азиатско-тихоокеанском регионе сложилась «дополнительная потребность, которую могли бы покрыть российские компании», а также поручения Президента «не упустить момент – нарастить экспортный потенциал отечественной угольной промышленности», АО «Речной порт Джалинда» проводит комплекс мероприятий по формированию мощностей по перевалке угля на границе с Китаем в Сковородинском районе Амурской области.
По Заказу АО Речной порт Джалинда, ООО «ДНИИМФ-Восточный», совместно с ФГБОУ ВО «МГУ им. Адм. Г.И. Невельского» и АО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» разработали Концепцию создания ТЛК Джалинда. Наиболее доказуемой грузовой базой является уголь. Дефицит пропускной способности транспортной инфраструктуры Дальневосточного полигона составляет порядка 60 млн т/г. Необходимо создание дополнительных мощностей для перевалки. На основании выводов Концепции сформирован Проект Создания Транспортно-логистического комплекса Джалинда, паспорт которого представлен на Слайде номер 2.
В качестве инвесторов выступает ЗАО ГРАНИЦА (20%) и Китайский инвестор (80%). Слайд номер 3.
Исходя из текущих возможностей подъездной транспортной инфраструктуры, грузооборот может составить до 2 млн. т/год, бюджет проекта составит порядка 4,4 млрд. руб., срок реализации – до 2025 года. Амурская область получит от 180 до 210 рабочих мест. Слайд номер 4.
В случае реконструкции отрезка железной дороги Сковородино – Рейново, возможности перевалки возрастают минимум до 5 млн т/год. А в случае двухпутной электрофицированой жд – от 10 млн т/год.
Предусмотрено 2 этапа реализации Проекта. Первый этап (Слайд номер 5) включает грузо-пассажирский терминал с комплексом административных зданий, предназначенных для размещения государственных контролирующих органов пункта пропуска через государственную границу Джалинда. Реализацией занимается ЗАО ГРАНИЦА за счет собственных средств.
В настоящий момент выполнены работы по созданию проектной документации, пройдена экспертиза и получено разрешение на строительство. Выполнены земельные работы по подготовке территории и дноуглублению. Получена лицензия на поиск, разработку и пользование скважин под воду, произведено подключение к электросетям, заключен договор купли – продажи оптических линий связи.
Второй этап (Слайд номер 6) – создание терминала речного порта, который включает конвейер в закрытой галерее, предназначенный для перевалки сыпучих грузов через Государственную границу РФ. Позволит в кратчайшие сроки организовать бесконтактную перевалку до 2 млн. т/год угольной продукции без создания сложной инфраструктуры железнодорожного моста. Бесконтактная передача позволяет нивелировать риски, связанные с COVID 19. Реализует АО «Речной порт Джалинда» полностью за счет средств частных инвесторов.
Российская сторона (Морстройтехнологии) и китайская сторона подтвердили техническую возможность создания канатно-конвейерной системы, в том числе в условиях невозможности использования подсанкционных технологий. Пример действующей канатно – конвейерной системы представлен на Слайд номер 7.
В целях реализации Проекта, через аукцион получены необходимые земельные участки. Слайд номер 8.
Расчетные капитальные затраты показаны на Слайдах номер 9 и 10.
Общая сумма без НДС составит за 5 лет порядка 3,4 млрд. руб.
Основные экономические показатели проекта представлены на Слайде номер 11
Этапы реализации проекта представлены на Слайде номер 12.
ТЛК Джалинда, расположенный на кратчайшей прямой, соединяющей Якутскую жд через значимые узлы на Транссибе и БАМе с Китаем (Слайд номер 13), является ключевым моментом в формировании международного транспортного коридора Китай – САХА(Якутия) – СМП, который необходим для инициирования процессов формирования бизнес инфраструктуры на тяготеющих территориях. Будет способствовать, особенно учитывая потенциал САХА (республики Якутия), увеличению грузопотока в обоих направлениях. Формируя, таким образом, тот самый коридор.
В настоящий момент транспортная доступность в Республике САХА(Якутия) не превышает 4% территории (Слайд номер 14).
Формирование нового транспортного коридора предоставляет множество вариантов развития (Слайд номер 15)
Что позволит пополнить перечень рентабельных большому количеству зависящих от стоимости логистики проектов Слайд номер 16.