Пилясов А.Н., Никитин Б.В. Глобальный, национальный и межрегиональный контекст выбора трассировки железной дороги Якутии к морю

 

Республика Саха (Якутия) является одной из наиболее ультраконтинентальных территорий России и потому абсолютно естественно стремление войти в существующие и работающие национальные и международные морские транспортные коридоры. Тема железной дороги из Якутии на Магадан имеет давнюю историю, с послевоенного времени. Впервые она возникла в контексте и как бы в продолжение строительства Байкало-Амурской магистрали, которая должна была по первому варианту пройти через Якутию. Затем в 1980-е годы она получила новое внимание, уже со стороны Магаданской области и магаданских геологов, которые были заинтересованы сделать более инфраструктурно доступными обширные месторождения цветных металлов, строительного сырья (в том числе гипса) вдоль потенциальной трассы, дублирующей колымскую автомагистраль. Новая трактовка этой давней транспортной истории состоит в том, что, признавая целесообразность создания такой железнодорожной магистрали как участка гигантского железнодорожного транспортного коридора между Тихим и Северным Ледовитым океаном, проектировщики предлагают рассмотреть два основных варианта потенциального пролегания этой трассы. Первый – близко к маршруту старого Колымского тракта, с потенциально вариативными участками в Магаданской области; второй вариант, также с разными опциями трассировок, но уже по территории Якутии – быстрого выхода к Охотскому морю в районе Охотска и в дальнейшем вдоль охотоморского побережья до Магадана. Очевидно, что глобальный контекст, национальные и межрегиональные интересы в этих двух случаях окажется абсолютно разным. С точки зрения глобальной перспективы внутриконтинентальная трассировка в меньшей степени тревожит соседей России. Хотя реалии последних десятилетий подтверждают, что любое инфраструктурное обустройство (и даже факт первоначального проектирования) периферийных территорий России в Арктике и на Дальнем Востоке встречает очень внимательный анализ дальневосточных, арктических и северо-европейских соседей России в Евразии и Северной Америке. Приморская трассировка дороги из Якутии на Магадан, безусловно, вызовет существенно большую озабоченность. Национальный контекст также будет различаться при разных трассировках железной дороги из Якутии на Магадан. Отношение федерального центра к вариантам трассировки будет зависеть от потенциального пула природных ресурсов, которые «цепляет» тот или другой вариант прокладки железнодорожной магистрали. Более «насыщенный» с точки зрения пула месторождений для корпоративной отработки вариант будет и более привлекательным для федерального центра. Что касается межрегионального контекста трассировки железной дороги, то первый вариант представляется более интересным для Республики Саха (Якутия), которая в этом случае в лице своей организации «Железные дороги Якутии» сохраняет значительный контроль над процессом проектирования, строительства и эксплуатации будущей трассы. С другой стороны, при прокладке трассы вдоль охотоморского побережья появляется новый актор в лице Хабаровского края, что объективно ослабляет присутствие Якутии на этой трассе. Кроме того, любая прибрежная трассировка ввиду геополитической значимости этой территории увеличивает внимание и федерального центра к проектированию, строительству и эксплуатации такой железной дороги. В этом случае региональный контроль и вовлечение неизбежно становится меньше, независимо от того, через какие регионы эта дорога прокладывается. Нет сомнения, что в долгосрочной перспективе такая нужная стране и Республике Саха (Якутия) железная дорога к Охотскому морю будет построена. Однако важный вопрос состоит в том, какая именно трасса для решения этой задачи будет выбрана. И здесь вопрос еще только поставлен для дальнейшей проработки. Окончательного решения пока не предложено.


Скачать файл:
К списку докладов конференции «Путь на Магадан»