РЖД ИНВЕСТ

Конференция «Путь на Магадан». Июнь 2022. Якутск

ТЕЗИСЫ К ПРЕЗЕНТАЦИИ «СОЗДАНИЕ Ж/Д ЛИНИИ
НИЖНИЙ БЕСТЯХ - МАГАДАН»

Слайд 2. Рынок концессионных ж/д проектов в России

■     За весь период действия 115-ФЗ в России в железнодорожной отрасли было подписано 7 концессий общей стоимостью около 320 млрд руб., это около 14% от всего рынка концессий (суммарный объем рынка концессий от 100 млн руб. - около 450 проектов почти на 2,5 трлн руб.).

■     95% объема рынка ж/д концессий приходится на 2 крупных проекта:

o участок СШХ Обская-Салехард-Надым (113 млрд руб.);

o ж/д ветка Кызыл-Курагино (192,4 млрд руб.).

■     Остальные 5% рынка включают в себя небольшие и средние по стоимости ж/д проекты, в т. ч. ж/д подходы (3 концессии РЖД и подход к Керченскому мосту от порта Тамань), а также мост через р. Амур.

Слайд 3. Примеры ж/д концессий

■     Для железнодорожных концессий существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проработке проекта.

■     Например, небольшие и средние проекты объемом от ₽ 1 млрд могут привлекать широкий круг инвесторов в силу более высоких финансовых показателей. Эти проекты характеризуются понятной грузовой базой и составом участников.

■     Примером небольших ж/д концессий являются тиражируемые проекты по созданию подходов к промышленным и добычным районам, в том числе 3 проекта, в которых концессионером выступает РЖД: ж/д подходы к ОЭЗ «Калуга», ОЭЗ «Тольятти» и ОЭЗ «Титановая долина».

■     Мега-проекты     - это индивидуальные проекты создания магистральной ж/д

инфраструктуры, чаще всего реализуются в первую очередь в интересах государства и в основном привлекают крупных квази-государственных инвесторов, которые сосредоточены на «длинных» инвестициях (НПФ, госбанки, страховые).

■     Крупнейшей концессией в ж/д отрасли является создание ж/д ветки Кызыл-Курагино, стоимость проекта достигает 192,4 млрд руб., концессионером выступает - АО «ТЭПК «Кызыл - Курагино». Проект предполагает строительство железной дороги общего пользования протяженностью около 410 км на территории Красноярского края и Республики Тыва, которая свяжет находящееся вблизи г. Кызыл Элегестское угольное месторождение с существующей железной дорогой Абакан - Тайшет в районе станции Курагино.

Слайд 4. Железнодорожная линия Нижний Бестях - Магадан

■     Перейдем к рассмотрению потенциального проекта строительства ж/д линии, которая свяжет Якутию с Магаданской областью и откроет новые возможности для освоения Севера.



■     Перспективный Проект предполагает строительство ж/д общего пользования. Территория, по которой пройдет новая магистраль уже изучена. Ветка протяженностью 1667 км потребует строительства 79 мостов и 3 тоннелей. Также в периметр рассматриваемого Проекта входит создание объектов электроснабжения, 6 вокзалов и реконструкция автодороги протяженностью 1801 км.

■     Ж/д ветка пройдет от существующей станции Нижний Бестях, где уже действует логистический центр, перерабатывающий до 1,5 млн тонн в год, до морского порта Магадан.

■     В ходе предпроектных разработок оценена потенциальная грузовая база. Предполагается, что 87% грузопотока будет обеспечено за счет экспортируемого угля (с существующих и перспективных месторождений). Выход на проектную мощность (19,5 млн тонн) ожидается в 2042 г. Конечно, уголь не относится к категории высокодоходных грузов и не может обеспечить повышенный уровень доходов от перевозок, однако в данном случае речь идёт не столько о коммерческом проекте, сколько о решении важнейших государственных задач.

■     Перспективный Проект создания ж/д Нижний Бестях - Магадан - мегапроект, реализация которого способствует достижению целого ряда стратегических целей. Помимо стимула для социально-экономического развития регионов, на территории которых возникнет новая транспортная магистраль, Проект позволит переключить на новое направление часть грузопотоков из КНР и Республики Корея, которые в основном сейчас используют возможности БАМа. Линия Нижний Бестях - Магадан — это создание третьего выхода к Тихому океану (помимо портов Приморья и Хабаровского края) и возможность полноценно реализовать потенциал Магаданского морского торгового порта.

■     Транспортная связанность Магадана с сетью железных дорог создаст логистическое преимущество в освоении Северного морского пути и станет стимулом для реализации арктических проектов — одного из ключевых приоритетов государственной политики.

Слайд 5. Модель концессионного соглашения

■     Реализация мега-проектов требует больше внимания при подготовке и согласовании проекта, чтобы обеспечить им лучшую устойчивость и надежность в будущем. В связи с этим, для реализации проекта Нижний Бестях-Магадан рассматривается концессионная модель - наиболее актуальная для транспортных проектов подобного масштаба.

■     Реализация концессионных проектов в целом позволяет сочетать между собой различные типы инфраструктуры, распределять риски и ответственность между всеми участниками проекта, а также получать финансовую поддержку на этапе создания или эксплуатации объектов.

■     Концедентом в данном проекте может выступить ФАЖТ (Росжелдор). Концессионером в свою очередь рассматривается АО «Железные дороги Якутии», также могут быть привлечены иные инвесторы, такие как добычные и промышленные компании, заинтересованные в реализации проекта.

o Экономические показатели проекта во многом зависят от участия государства в проекте и применения мер господдержки, которые могут быть предоставлены в том числе при участии Минвостокразвития. Такими мерами могут выступать:Капитальный грант (софинансирование) на этапе создания объектов КС;



o Плата концедента (субсидии) на стадии эксплуатации;

o Минимальный гарантированный доход (выплаты на компенсацию недополученных доходов) на этапе эксплуатации.

■     В соответствии с представленной схемой в рамках концессионного соглашения может быть также подписано прямое соглашение, где третьей стороной выступает финансирующая организация. Участие государства в качестве одной из сторон проекта позволяет разделить риски проекта, а также является гарантией возвратности средств, что в свою очередь улучшает условия для привлечения долгового финансирования.

Слайд 6. Финансовая схема проекта

■     Оценочная стоимость проекта составляет более 1 трлн рублей. Проект крайне капиталоемкий. Как показывает практика, это отталкивает частных инвесторов от финансирования проекта целиком. Следовательно, потребуются значительные объемы госфинансирования для выстраивания баланса частных и государственных интересов при реализации Проекта.

■     Как показал наш расчёт, для достижения окупаемости частных инвестиций в создание ж/д инфраструктуры потребуется капитальный грант в объёме не менее 85% от общей стоимости проекта.

■     Помимо этого, для достижения проектом минимально необходимых финансово­

экономических показателей придётся прибегнуть к спецтарифам.

■     Согласно нашим расчётам, «стандартный тариф 10-01» в рамках проекта должен быть

увеличен в 2,6 раз, чтобы вывести проект в «зону безубыточности».

■     Это является нормальной практикой для мега-проектов. Размер тарифа потребует

согласования с ФАС (т.к. речь идёт о «магистралке» - путях общего пользования).

■     При всём при этом совершенно очевидно, что реализация данного проекта окажет

мощный мультипликативный эффект на развитие северо-востока России, а именно Якутии и Магаданской области.

■     Транспортная инфраструктура станет стимулом для освоения месторождений полезных ископаемых и для расширения производственного потенциала территории в целом — это дополнительные рабочие места, дополнительные налоговые отчисления и т.д.

Скачать файл:
К списку докладов конференции «Путь на Магадан»