ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
для конференции «Путь на Магадан»
03 - 04 июня 2022 г., г. Якутск
ПО ТЕМЕ: СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
НИЖНИЙ БЕСТЯХ - МАГАДАН
Выбор направления трассы для дальнейшего проектирования. Предварительные технико-экономические показатели для подготовки заявки инвестиционной инициативы
Данный доклад подготовлен по материалам предпроектных проработок, выполненных в апреле – мае 2022 г по договору с Акционерным обществом «Акционерная компания «Железные дороги Якутии». Тема - «Выбор направления новой железной дороги Нижний Бестях – Магадан в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации».
В составе «Схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения на 2-м этапе (до 2030 года) предусмотрено строительство новой железнодорожной линии Нижний Бестях - Мома - Магадан протяженностью 1866 км (Момский, Национальный, Томпонский, Сусуманский, Ягоднинский, Таттинский, Чурапчинский, Мегино-Кангаласский, Хасынский районы, г. Магадан, Оймяконский районы).
Железная дорога относится к опорной сети железных дорог Российской Федерации как обеспечивающая транспортные связи с субъектами, входящими в приоритетные геостратегические территории, включая субъекты Арктической зоны Российской Федерации, Дальнего Востока.
Слайд № - сделать
В данной работе:
Ø подготовлены материалы спутникового сканирования местности;
Ø протрассированы варианты трасс железной дороги;
Ø определены расчётные расходы воды по рекам, которые пересекает трасса ж.д.;
Ø составлены ведомости искусственных сооружений по вариантам трасс;
Ø подсчитаны объёмы земляных работ по вариантам трасс;
Ø определена стоимость строительства по вариантам трасс;
Ø определены основные технико-экономические показатели по вариантам трасс;
Ø произведено технико-экономические сравнение с вариантом трассы Мосгипротранса через Оймякон с максимальным уклоном 9 ‰;
Ø предложен вариант трассы железной дороги для разработки его на стадии Обоснования инвестиций.
Слайд № - есть
Было протрассировано три варианта трассы железной дороги:
· Северный с прохождением по маршруту Нижний Бестях – Хандыга – район Томтора – Усть-Омчуг – Аэродром Магадан - порт Магадан;
· Охотский через Хандыгу по маршруту Нижний Бестях – Хандыга – Охотск – Аэропорт Магадан – порт Магадан;
· Охотский через Югорёнок по маршруту Нижний Бестях – Амга – Югорёнок – Охотск - Аэропорт Магадан – порт Магадан.
Всего протрассировано около 7000 км трассы.
Слайд № - сделать
От рекомендованного (Северного) к разработке варианта намечены трассы перспективных опорных железных дорог Дальневосточного федерального округа и точки их примыкания к проектируемой ж.-д. магистрали Нижний Бестях – Магадан:
· Нижний Бестях – Тикси (Найба);
· Усть-Омчуг – Зырянка – Чукотский АО;
· Усть-Омчуг – Омсукчан - Чукотский АО.
Слайд № - сделать
Эти проработки позволяют:
Ø откорректировать материалы «Схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта..», СТП Якутии и Магаданской области по объекту «Строительство новой железнодорожной линии Нижний Бестях - Мома – Магадан. В этих материалах железная дорога на Магадан отходит от опорной железной дороги Якутск – Зырянка - Чукотский АО на станции Мома;
Ø принять решение о рекомендуемом (Северном) варианте трассы. В случае строительства по Южному варианту выход в сторону Чукотки удлинится на 240 км.
Ø принять решение о корректировке границ ООПТ.
Слайд № - сделать
ПАРАМЕТРЫ ТРАССИРОВАНИЯ
При трассировании параметры плана и профиля применены для
III категории железнодорожной линии, как на существующей линии Тында - Нижний Бестях. Руководящий уклон 9 ‰, уклон усиленной тяги 18,5 ‰.
На стадии Обоснование инвестиций, основные параметры вновь строящихся железнодорожных линий включая выбор направлений, устанавливаются технико-экономическим расчетом на расчетные сроки на основании сравнения вариантов с учетом возможности дальнейшего этапного усиления и стоимости затрат за весь жизненный цикл. При перспективе увеличения объема перевозок более 50 млн. т проектирование должно вестись по параметрам особогрузонапряженной линии.
Сопоставительная ведомость норм проектирования железных дорог особогрузонапряженных и III категории
(По СП 237.1326000.2015 Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования)
№ п/п |
Наименование нормы |
Особогрузо-напряженные |
III категории |
1 |
Расчетная суммарная годовая грузонапряженность на 10-й год эксплуатации, млн. ткм/км |
Св. 50 |
Св. 8 до 15 |
2 |
Расчетное число пассажирских поездов, пар поездов в сутки |
Не регламентируется |
Свыше 15 |
3 |
Число укладываемых главных путей, шт |
2 |
1 |
4 |
Скорость движения пассажирских поездов, км/ч |
До 120 |
До 120 |
5 |
Руководящий уклон / уклон усиленной тяги, ‰ |
9 / 18.0 |
20 / 27 |
6 |
Наибольшая алгебраическая разность уклонов смежных элементов профиля и наименьшая длина разделительных площадок и элементов переходной крутизны |
3/250 |
7/200 |
7 |
Длина приемоотправочных путей, м |
1050 |
1050 |
8 |
Радиус вертикальной кривой, м |
10 000 |
10 000 |
9 |
Радиусы кривых в плане, м - рекомендуемые - в трудных условиях - в особо трудных условиях при ТЭО |
4000 - 2000 1500 1000 |
4000 - 1200 800 600 |
10 |
Длина переходных кривых для 1 скоростной зоны при радиусе кривой 600 м, м |
160 - 130 |
160 - 120 |
11 |
Длина прямой вставки, м между кривыми, направленными: - в разные стороны - в одну сторону
|
75 100 |
75 100 |
12 |
Расчетная толщина снежного покрова с вероятностью превышения, % |
2 |
3 |
13 |
Высота насыпи над уровнем снежного покрова, при орфографии местности равнина/низменность м |
0,75 / 0,90 |
0,50/0,60 |
Вопросы увеличения пропускной способности линии со строительством двухпутных перегонов (или второго пути) за пределами 10-летнего срока эксплуатации должны быть учтены при трассировании линии, как двухпутной, то есть с учетом строительства в перспективе второго пути.
ВАРИАНТЫ ТРАССЫ
Технология трассирования
Трассирование между Якутском и Магаданом произведено по следующей методологии:
Ø всё трассирование осуществлялось в одной зоне
(UTM WGS-84, 54 северная зона).
Ø для построения поверхностей использовались данные
Arctic DEM (выше 60° северной широты), SRTM (1-arc-second resolution) и ALOS DEM.
Ø на предварительном этапе выполнено камеральное трассирование возможных вариантов трасс на специально подготовленных растрах с раскраской по высотам с горизонталями с шагом 100 м на основе поверхности, построенной по точкам с шагом 32 м. Схема полигона трассирования представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Схема полигона трассирования
В качестве плановой основы для камерального трассирования намеченных вариантов использовались спутниковые снимки Mapbox, Bing, Esri ArcGIS.Imagery экспортированные при помощи программы SAS Планета с разрешением масштаба z15. Такой подход к подоснове для трассирования обеспечил точность работ как на картах М 1:25000.
Описание особенностей вариантов трассы
Протрассировано три варианта трассы железной дороги.
Южный вариант – проходит в районе населённых пунктов Югорёнок и Охотск. Его особенности:
Ø Проходит по территории:
· Республики Саха (Якутии) на участке км 1 - км 641 (641 км);
· Хабаровского края -км 641 – км 1353 (712 км);
· Магаданской области км 1353 – км 1674 (314 км).
Ø Проходит по территории ООПТ (всего – 315,5 км) в:
· Республике Саха (Якутии) на участке км 250,0 - км 366,5 (Кюпский ресурсный резерват республиканского значения);
· Хабаровском крае -км 1267,2 – км 1353,3 (Кава комплексный заказник краевого значения);
· Магаданской области км 1353,3 – км 1456,2 (Кавинская долина регионального значения).
Ø проходит в районе населённых пунктов: Амга, Эльдикан, Бриндакит, Югорёнок, Охотск, Талон;
Ø пересекает восемь водоразделов на отметках 300 – 850 метров. На двух водоразделах предусмотрены тоннели (1835 и 1590 метров);
Ø в основном проходит по долинам рек (14 шт.) и их пересекает;
Ø намечено к проектированию 51 больших мостов общей длиной 10630 метров из них мост через реку Алдан - 1020 м (со схемой 16,5+11х89,0+16,5);
Протяженность трассы – 1674 км.
Основное достоинство данного варианта трассы в том, что он:
Ø обеспечивает выход республики Саха (Якутия) к Охотскому морю через порт Охотск (1000 км от Нижнего Бестяха до Охотска);
Ø способствует развитию промышленного района Югорёнок (золотодобыча) и пос. Солнечный, около которого располагается свинцово-цинковое месторождение Сардана (60 км от Югорёнка);
Ø проходит в районе рабочего посёлка Охотск, где средний минимум температуры воздуха составляет – 7,1 °C и он расположен южнее на 460 км Северного варианта, который идёт в районе села Оймякон, где средний минимум температуры воздуха составляет – 22,1 °C;
Недостаток – трасса на протяжении 315,5 км проходит по трём особо охраняемым природным территориям, что потребует корректировки границ заказников.
Южный вариант - проходит через Хандыгу и в районе порта Охотск. Его особенности:
Ø Проходит по территории:
· Республики Саха (Якутии) на участке км 1 - км 560 (560 км);
· Хабаровского края -км 560 – км 1353 (827 км);
· Магаданской области км 1353 – км 1674 (314 км).
Ø Проходит по территории ООПТ (Всего – 199,0 км) в:
· Хабаровском крае -км 1267,2 – км 1353,3 (Кава комплексный заказник краевого значения);
· Магаданской области км 1353,3 – км 1456,2 (Кавинская долина регионального значения).
Ø проходит в районе населённых пунктов: Хандыга, Охотск, Талон;
Ø пересекает пять водоразделов на отметках 200 – 700 метрах и на Юдомо-Майском нагорье - 1310 метров. На одном водоразделе предусмотрен тоннель (длиной 1590 метров на км 1206);
Ø в основном проходит по долинам рек и их пересекает;
Ø намечено к проектированию 50 больших мостов общей длиной
12 000 метров из них мост через реку Алдан – 1 198 м (со схемой 16,5+13х89,0+16,5);
Основное достоинство данного варианта в том, что он проложен в 40 км от большого угольного месторождения Джебарики-Хая с запасами каменного угля до 269,7 млн. т., что способствует опережающему развитию данного промышленного района (рис. 2) Кроме этого, данный вариант обеспечивает выход республики Саха (Якутия) к Охотскому морю и морскому порту Охотск.
Недостаток – трасса на протяжении 288 км проходит по двум особо охраняемым природным территориям, что потребует корректировки границ заказников.
Протяженность трассы – 1701 км.
Северный вариант (через Хандыгу и Усть-Омчуг). Его особенности:
Ø Проходит по территории:
· Республики Саха (Якутии) на участке км 1 - км 969 (969 км);
· Магаданской области км 969 – км 1674 (698 км).
Ø Проходит по территории ООПТ (Всего – 127,4 км) в:
· Республике Саха (Якутии) на участке 553,1 - км 613
(Сунтар-Хаята ресурсный резерват республиканского значения);
· Республике Саха (Якутии) на участке км 613 -км 670,4
(Кэрбэчээн ресурсный резерват местного значения);
· Республике Саха (Якутии) на участке км 927,3 -км 936,9 (Верхнеиндигирский ресурсный резерват республиканского значения);
Ø проходит в районе населённых пунктов: Хандыга, Тёплый ключ, Томтор, Омчак, Усть-Омчуг;
Ø пересекает десять водоразделов на отметках 300 – 1315 метров. На км 614 находится водораздел (1315 метров) между бассейнами Лены и Индигирки;
Ø в грузовом направлении трасса на отдельных участках поднимается на водоразделы с уклоном более руководящего – 9 ‰.
Всего протяженность этих участков составляет – 79 км, что составляет 4,7 % от длины железной дороги.
Ø трасса, в основном, проходит по долинам горных рек и их пересекает;
Ø намечено к проектированию 38 больших мостов общей длиной 9416 метров из них мост через реку Алдан - 1198 м (со схемой 16,5+13х89,0+16,5);
Основное достоинство данного варианта трассы в том, что он:
Ø проложен в 40 км от большого месторождения каменного угля Джебарики-Хая,;
Ø наилучшим образом совпадает с опорной сетью ДФО и обеспечивает перспективный выход от пос. Усть-Омчуг в направлении на морской порт Певек.
Недостаток - сложнейшие природные условия, трасса проходит в 11 км от Томтора - резиденции хранителя холода Чысхаана. Зимний максимум температуры достигает - 60 °C, а летом не редкость – до +40°C.
Недостаток – трасса на протяжении 127,4 км проходит по трём особо охраняемым природным территориям, что потребует корректировки границ заказников.
Протяженность трассы 1667 км.
РАСЧЕТЫ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Расчеты стоимости строительства произведены с применением
НЦС 81-02-07-2021. Укрупненные нормативы цены строительства. Сборник N 07. Железные дороги, утвержденный Приказом Минстроя России от 11 марта 2021 г. № 126/пр.
Стоимость строительства по рекомендованному Северному варианту составила 793 796 729 руб. в ценах по состоянию на 1 кв. 2021 года. (без НДС) Удельный показатель стоимости строительства составил 476,2 млн руб. / км
Основные технико-экономические показатели по вариантам трассы
№ п/п |
Наименование показателя |
Показатели |
|||
Южный вариант (через Югорёнок и Охотск) |
Южный вариант (через Хандыгу и Охотск) |
Северный вариант (через Усть-Омчуг) |
Оймяконский вариант МГТ |
||
1. |
Строительная длина, км |
1 674 |
1 701 |
1 667 |
1 978 |
2 |
Руководящий уклон, ‰ |
9 |
9 |
9 |
9 |
3 |
Уклон усиленной тяги, ‰ |
18 |
18 |
18 |
- |
4 |
Минимальный радиус кривых в плане, м |
400 |
400 |
400 |
|
5 |
Объемы земляных работ, тыс. м3, в т.ч. |
340 200 |
371 205 |
368 258 |
437 228 |
5.1 |
Насыпь |
211 302 |
233 081 |
230 303 |
273 310 |
5.2 |
Выемка |
125 864 |
134997 |
134 882 |
160 071 |
5.3 |
Защитный слой |
3 034 |
3127 |
3 073 |
3 847 |
5.4 |
На 1 км главного пути |
203 |
218 |
221 |
221 |
6 |
Большие мосты, шт/м.п. |
51/10 630 |
50/12 000 |
38/9416 |
96/47 550 |
7 |
Тоннели, шт/м.п. |
2/3 425 |
2/2 640 |
3/925 |
- |
8 |
Стоимость строительства, млн. руб. в ценах 1 кв. 2021 г. без НДС |
810 176 |
823 692 |
793 797 |
1 071 577 * |
|
То же, млн. руб./1 км в ценах 1 кв. 2021 г. без НДС |
484,0 |
484,2 |
476,2 |
541,7 |
9 |
Разница в стоимости строительства, млн. руб./% |
16 379 / 2,1 % |
29 895 / 3,8 % |
- |
277 780 / 35,0 % |
10 |
Площадь постоянного отвода земель по субъекта РФ, га Саха (Якутии) Магаданской области Хабаровского края |
16 740
3 140 7 120 |
17 010
3 140 8 270 |
16 670
6780 - |
19 780
9 770 - |
11 |
Прохождение по территории ООПТ шт./км, в том числе по субъекту РФ: Саха (Якутии) Магаданской области Хабаровского края |
3/315,5
1/102,9 1/96,1 |
2/199,0
1/102,9 1/96,1 |
3/127,4
- - |
3/135,5
- - |
*- смета МГТ пересчитана в соответствии с Техническими характеристиками конструктивных решений и видов работ, учтенных в Показателях к разделу 1. Новая однопутная железнодорожная линия на автономной тяге НЦС 81-02-07-2021.
По результатам сравнения вариантов рекомендован Северный вариант (через Усть-Омчуг), в том числе как удовлетворяющий направлению по МТК «Магаданский меридиан» (на Певек).
Кроме расчета стоимости с использованием НЦС проверен расчет на основе данных объектов – аналогов.
В качестве объекта-аналога приняты данные проектной документации БАМа.
Стоимость строительства БАМ в ценах 1984 г. - 7663,5 млн руб, без тоннелей - 6643,6 млн. руб,
строительная длина 3103 км,
Тогда 6643,6/3103 - 2,14 млн руб/км в ценах 1984 г.
2,14Х238,81= 511,05 млн руб/км в ценах 2021 г.
Где 22,34Х10,69 = 238,81
Где - Индекс перехода от цен 1984 г. к ценам на 2001 г. - 22,34
Где - Индекс перехода от цен 2001 г. к ценам на 1 кв. 2021 г. - 10,69
По результату расчета с использованием удельного показателя стоимости данного объекта-аналога в размере 511,0 млн руб./км стоимость строительства в ценах по состоянию на 1 кв. 2021 года составила 851 837 млн руб.
Приведенные сведения подтверждают достоверность оценки стоимости строительства и выбор рекомендованного варианта трассы.