ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

для конференции «Путь на Магадан»

03 - 04 июня 2022 г., г. Якутск

ПО ТЕМЕ: СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

НИЖНИЙ БЕСТЯХ - МАГАДАН

Выбор направления трассы для дальнейшего проектирования. Предварительные технико-экономические показатели для подготовки заявки инвестиционной инициативы

Данный доклад подготовлен по материалам предпроектных проработок, выполненных в апреле – мае 2022 г по договору с Акционерным обществом «Акционерная компания «Железные дороги Якутии». Тема - «Выбор направления новой железной дороги Нижний Бестях – Магадан в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации».

В составе «Схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения на 2-м этапе (до 2030 года) предусмотрено строительство новой железнодорожной линии Нижний Бестях - Мома - Магадан протяженностью 1866 км (Момский, Национальный, Томпонский, Сусуманский, Ягоднинский, Таттинский, Чурапчинский, Мегино-Кангаласский, Хасынский районы, г. Магадан, Оймяконский районы).

Железная дорога относится к опорной сети железных дорог Российской Федерации как обеспечивающая транспортные связи с субъектами, входящими в приоритетные геостратегические территории, включая субъекты Арктической зоны Российской Федерации, Дальнего Востока.

Слайд № - сделать

В данной работе:

Ø подготовлены материалы спутникового сканирования местности;

Ø  протрассированы варианты трасс железной дороги;

Ø определены расчётные расходы воды по рекам, которые пересекает трасса ж.д.;

Ø составлены ведомости искусственных сооружений по вариантам трасс;

Ø подсчитаны объёмы земляных работ по вариантам трасс;

Ø определена стоимость строительства по вариантам трасс;

Ø определены основные технико-экономические показатели по вариантам трасс;

Ø произведено технико-экономические сравнение с вариантом трассы Мосгипротранса через Оймякон с максимальным уклоном 9 ‰;

Ø предложен вариант трассы железной дороги для разработки его на стадии Обоснования инвестиций.

Слайд №  - есть

Было протрассировано три варианта трассы железной дороги:

·             Северный с прохождением по маршруту Нижний Бестях – Хандыга – район Томтора – Усть-Омчуг – Аэродром Магадан - порт Магадан;

·             Охотский через Хандыгу по маршруту Нижний Бестях – Хандыга – Охотск – Аэропорт Магадан – порт Магадан;

·             Охотский через Югорёнок по маршруту Нижний Бестях – Амга – Югорёнок – Охотск - Аэропорт Магадан – порт Магадан.

Всего протрассировано около 7000 км трассы.

Слайд № - сделать

От рекомендованного (Северного) к разработке варианта намечены трассы перспективных опорных железных дорог Дальневосточного федерального округа и точки их примыкания к проектируемой ж.-д. магистрали Нижний Бестях – Магадан:

·             Нижний Бестях – Тикси (Найба);

·             Усть-Омчуг – Зырянка – Чукотский АО;

·             Усть-Омчуг – Омсукчан - Чукотский АО.

Слайд № - сделать

Эти проработки позволяют:

Ø откорректировать материалы «Схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта..», СТП Якутии и Магаданской области по объекту «Строительство новой железнодорожной линии Нижний Бестях - Мома – Магадан. В этих материалах железная дорога на Магадан отходит от опорной железной дороги Якутск – Зырянка - Чукотский АО на станции Мома;

Ø принять решение о рекомендуемом (Северном) варианте трассы. В случае строительства по Южному варианту выход в сторону Чукотки удлинится на 240 км.

Ø принять решение о корректировке границ ООПТ.

Слайд № - сделать

ПАРАМЕТРЫ ТРАССИРОВАНИЯ

При трассировании параметры плана и профиля применены для
III категории железнодорожной линии, как на существующей линии Тында - Нижний Бестях. Руководящий уклон 9 ‰, уклон усиленной тяги 18,5 ‰.

На стадии Обоснование инвестиций, основные параметры вновь строящихся железнодорожных линий включая выбор направлений, устанавливаются технико-экономическим расчетом на расчетные сроки на основании сравнения вариантов с учетом возможности дальнейшего этапного усиления и стоимости затрат за весь жизненный цикл. При перспективе увеличения объема перевозок более 50 млн. т проектирование должно вестись по параметрам особогрузонапряженной линии.

Сопоставительная ведомость норм проектирования железных дорог особогрузонапряженных и III категории

(По СП 237.1326000.2015 Инфраструктура железнодорожного транспорта. Общие требования)

п/п

Наименование нормы

Особогрузо-напряженные

III категории

1

Расчетная суммарная годовая грузонапряженность на 10-й год эксплуатации, млн. ткм/км

Св. 50

Св. 8 до 15

2

Расчетное число пассажирских поездов, пар поездов в сутки

Не регламентируется

Свыше 15

3

Число укладываемых главных путей, шт

2

1

4

Скорость движения пассажирских поездов, км/ч

До 120

До 120

5

Руководящий уклон / уклон усиленной тяги, ‰

9 / 18.0

20 / 27

6

Наибольшая алгебраическая разность уклонов смежных элементов профиля и наименьшая длина разделительных площадок и элементов переходной крутизны

3/250

7/200

7

Длина приемоотправочных путей, м

1050

1050

8

Радиус вертикальной кривой, м

10 000

10 000

9

Радиусы кривых в плане, м

- рекомендуемые

- в трудных условиях

- в особо трудных условиях при ТЭО

4000 - 2000

1500

1000

4000 - 1200

800

600

10

Длина переходных кривых для 1 скоростной зоны при радиусе кривой 600 м, м

160 - 130

160 - 120

11

Длина прямой вставки, м

между кривыми, направленными:

- в разные стороны

- в одну сторону

75

100

75

100

12

Расчетная толщина снежного покрова с вероятностью превышения, %

2

3

13

Высота насыпи над уровнем снежного покрова, при орфографии местности равнина/низменность м

0,75 / 0,90

0,50/0,60

 

Вопросы увеличения пропускной способности линии со строительством двухпутных перегонов (или второго пути) за пределами 10-летнего срока эксплуатации должны быть учтены при трассировании линии, как двухпутной, то есть с учетом строительства в перспективе второго пути.

ВАРИАНТЫ ТРАССЫ

Технология трассирования

Трассирование между Якутском и Магаданом произведено по следующей методологии:

Ø всё трассирование осуществлялось в одной зоне
(UTM WGS-84, 54 северная зона).

Ø для построения поверхностей использовались данные
Arctic DEM (выше 60° северной широты), SRTM (1-arc-second resolution) и ALOS DEM.

Ø на предварительном этапе выполнено камеральное трассирование возможных вариантов трасс на специально подготовленных растрах с раскраской по высотам с горизонталями с шагом 100 м на основе поверхности, построенной по точкам с шагом 32 м. Схема полигона трассирования представлена на рисунке 4.


Рисунок 4. Схема полигона трассирования

В качестве плановой основы для камерального трассирования намеченных вариантов использовались спутниковые снимки Mapbox, Bing, Esri ArcGIS.Imagery экспортированные при помощи программы SAS Планета с разрешением масштаба z15. Такой подход к подоснове для трассирования обеспечил точность работ как на картах М 1:25000.

Описание особенностей вариантов трассы

Протрассировано три варианта трассы железной дороги.

Южный вариант – проходит в районе населённых пунктов Югорёнок и Охотск. Его особенности:

Ø Проходит по территории:

·             Республики Саха (Якутии) на участке км 1 - км 641 (641 км);

·             Хабаровского края -км 641 – км 1353 (712 км);

·             Магаданской области км 1353 – км 1674 (314 км).

Ø Проходит по территории ООПТ (всего – 315,5 км) в:

·        Республике Саха (Якутии) на участке км 250,0 - км 366,5 (Кюпский ресурсный резерват республиканского значения);

·        Хабаровском крае -км 1267,2 – км 1353,3 (Кава комплексный заказник краевого значения);

·        Магаданской области км 1353,3 – км 1456,2 (Кавинская долина регионального значения).

Ø проходит в районе населённых пунктов: Амга, Эльдикан, Бриндакит, Югорёнок, Охотск, Талон;

Ø пересекает восемь водоразделов на отметках 300 – 850 метров. На двух водоразделах предусмотрены тоннели (1835 и 1590 метров);

Ø в основном проходит по долинам рек (14 шт.) и их пересекает;

Ø намечено к проектированию 51 больших мостов общей длиной 10630 метров из них мост через реку Алдан - 1020 м (со схемой 16,5+11х89,0+16,5);

Протяженность трассы – 1674 км.

Основное достоинство данного варианта трассы в том, что он:

Ø  обеспечивает выход республики Саха (Якутия) к Охотскому морю через порт Охотск (1000 км от Нижнего Бестяха до Охотска);

Ø способствует развитию промышленного района Югорёнок (золотодобыча) и пос. Солнечный, около которого располагается свинцово-цинковое месторождение Сардана (60 км от Югорёнка);

Ø проходит в районе рабочего посёлка Охотск, где средний минимум температуры воздуха составляет – 7,1 °C и он расположен южнее на 460 км Северного варианта, который идёт в районе села Оймякон, где средний минимум температуры воздуха составляет – 22,1 °C;

Недостаток – трасса на протяжении 315,5 км проходит по трём особо охраняемым природным территориям, что потребует корректировки границ заказников.

Южный вариант - проходит через Хандыгу и в районе порта Охотск. Его особенности:

Ø Проходит по территории:

·                  Республики Саха (Якутии) на участке км 1 - км 560 (560 км);

·                  Хабаровского края -км 560 – км 1353 (827 км);

·                  Магаданской области км 1353 – км 1674 (314 км).

Ø Проходит по территории ООПТ (Всего – 199,0 км) в:

·        Хабаровском крае -км 1267,2 – км 1353,3 (Кава комплексный заказник краевого значения);

·        Магаданской области км 1353,3 – км 1456,2 (Кавинская долина регионального значения).

Ø проходит в районе населённых пунктов: Хандыга, Охотск, Талон;

Ø пересекает пять водоразделов на отметках 200 – 700 метрах и на Юдомо-Майском нагорье - 1310 метров. На одном водоразделе предусмотрен тоннель (длиной 1590 метров на км 1206);

Ø в основном проходит по долинам рек и их пересекает;

Ø намечено к проектированию 50 больших мостов общей длиной
12 000 метров из них мост через реку Алдан – 1 198 м (со схемой 16,5+13х89,0+16,5);

Основное достоинство данного варианта в том, что он проложен в 40 км от большого угольного месторождения Джебарики-Хая с запасами каменного угля до 269,7 млн. т., что способствует опережающему развитию данного промышленного района (рис. 2) Кроме этого, данный вариант обеспечивает выход республики Саха (Якутия) к Охотскому морю и морскому порту Охотск.

Недостаток – трасса на протяжении 288 км проходит по двум особо охраняемым природным территориям, что потребует корректировки границ заказников.

Протяженность трассы – 1701 км.

Северный вариант (через Хандыгу и Усть-Омчуг). Его особенности:

Ø Проходит по территории:

·                  Республики Саха (Якутии) на участке км 1 - км 969 (969 км);

·                  Магаданской области км 969 – км 1674 (698 км).

Ø Проходит по территории ООПТ (Всего – 127,4 км) в:

·                  Республике Саха (Якутии) на участке 553,1 - км 613
(Сунтар-Хаята ресурсный резерват республиканского значения);

·        Республике Саха (Якутии) на участке км 613 -км 670,4
(Кэрбэчээн ресурсный резерват местного значения);

·        Республике Саха (Якутии) на участке км 927,3 -км 936,9 (Верхнеиндигирский ресурсный резерват республиканского значения);

Ø проходит в районе населённых пунктов: Хандыга, Тёплый ключ, Томтор, Омчак, Усть-Омчуг;

Ø пересекает десять водоразделов на отметках 300 – 1315 метров. На км 614 находится водораздел (1315 метров) между бассейнами Лены и Индигирки;

Ø в грузовом направлении трасса на отдельных участках поднимается на водоразделы с уклоном более руководящего – 9 ‰.
Всего протяженность этих участков составляет – 79 км, что составляет 4,7 % от длины железной дороги.

Ø трасса, в основном, проходит по долинам горных рек и их пересекает;

Ø намечено к проектированию 38 больших мостов общей длиной 9416 метров из них мост через реку Алдан - 1198 м (со схемой 16,5+13х89,0+16,5);

Основное достоинство данного варианта трассы в том, что он:

Ø проложен в 40 км от большого месторождения каменного угля Джебарики-Хая,;

Ø наилучшим образом совпадает с опорной сетью ДФО и обеспечивает перспективный выход от пос. Усть-Омчуг в направлении на морской порт Певек.

Недостаток -  сложнейшие природные условия, трасса проходит в 11 км от Томтора - резиденции хранителя холода Чысхаана. Зимний максимум температуры достигает - 60 °C, а летом не редкость – до +40°C.

Недостаток – трасса на протяжении 127,4 км проходит по трём особо охраняемым природным территориям, что потребует корректировки границ заказников.

Протяженность трассы 1667 км.

РАСЧЕТЫ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Расчеты стоимости строительства произведены с применением
НЦС 81-02-07-2021. Укрупненные нормативы цены строительства. Сборник N 07. Железные дороги, утвержденный Приказом Минстроя России от 11 марта 2021 г. № 126/пр.

Стоимость строительства по рекомендованному Северному варианту составила 793 796 729 руб. в ценах по состоянию на 1 кв. 2021 года. (без НДС) Удельный показатель стоимости строительства составил 476,2 млн руб. / км

Основные технико-экономические показатели по вариантам трассы

№ п/п

Наименование показателя

Показатели

Южный вариант               (через Югорёнок и Охотск)

Южный вариант

(через Хандыгу и Охотск)            

Северный вариант

(через Усть-Омчуг)            

Оймяконский вариант

МГТ

1.

Строительная длина, км

1 674

1 701

1 667

1 978

2

Руководящий уклон, ‰

9

9

9

9

3

Уклон усиленной тяги, ‰

18

18

18

-

4

Минимальный радиус кривых в плане, м

400

400

400

5

Объемы земляных работ, тыс. м3, в т.ч.

340 200

371 205

368 258

437 228

5.1

Насыпь

211 302

233 081

230 303

273 310

5.2

Выемка

125 864

134997

134 882

160 071

5.3

Защитный слой

3 034

3127

3 073

3 847

5.4

На 1 км главного пути

203

218

221

221

6

Большие мосты, шт/м.п.

51/10 630

50/12 000

38/9416

96/47 550

7

Тоннели, шт/м.п.

2/3 425

2/2 640

3/925

-

8

Стоимость строительства, млн. руб. в ценах 1 кв. 2021 г. без НДС

810 176

823 692

793 797

1 071 577 *

То же, млн. руб./1 км в ценах 1 кв. 2021 г. без НДС

484,0

484,2

476,2

541,7

9

Разница в стоимости строительства, млн. руб./%

16 379 / 2,1 %

29 895 / 3,8 %

-

277 780 / 35,0 %

10

Площадь постоянного отвода земель по субъекта РФ, га

Саха (Якутии)

Магаданской области

Хабаровского края

16 740


6 410

3 140

7 120

17 010


5 600

3 140

8 270

16 670


9 890

6780

-

19 780


10 010

9 770

-

11

Прохождение по территории ООПТ шт./км,

в том числе по субъекту РФ:

Саха (Якутии)

Магаданской области

Хабаровского края

3/315,5


1/116,5

1/102,9

1/96,1

2/199,0


-

1/102,9

1/96,1

3/127,4


3/127,4

-

-

3/135,5


3/135,5

-

-

*- смета МГТ пересчитана в соответствии с Техническими характеристиками конструктивных решений и видов работ, учтенных в Показателях к разделу 1. Новая однопутная железнодорожная линия на автономной тяге НЦС 81-02-07-2021.

По результатам сравнения вариантов рекомендован Северный вариант (через Усть-Омчуг), в том числе как удовлетворяющий направлению по МТК «Магаданский меридиан» (на Певек).

Кроме расчета стоимости с использованием НЦС проверен расчет на основе данных объектов – аналогов.

В качестве объекта-аналога приняты данные проектной документации БАМа.

Стоимость строительства БАМ в ценах 1984 г. - 7663,5 млн руб, без тоннелей - 6643,6 млн. руб,

строительная длина 3103 км,

Тогда 6643,6/3103 - 2,14 млн руб/км в ценах 1984 г.
 2,14Х238,81= 511,05 млн руб/км в ценах 2021 г.

Где 22,34Х10,69 = 238,81

Где - Индекс перехода от цен 1984 г. к ценам на 2001 г. - 22,34

Где - Индекс перехода от цен 2001 г. к ценам на 1 кв. 2021 г. - 10,69

По результату расчета с использованием удельного показателя стоимости данного объекта-аналога в размере 511,0 млн руб./км стоимость строительства в ценах по состоянию на 1 кв. 2021 года составила 851 837 млн руб.

Приведенные сведения подтверждают достоверность оценки стоимости строительства и выбор рекомендованного варианта трассы. 

Скачать файл:
К списку докладов конференции «Путь на Магадан»